top of page
Поиск
Фото автораЯна Ческидова

Иосиф Ашкинази

Обновлено: 1 июн. 2021 г.



Я пошел искать далекую Звезду. Я и горы, и моря перейду. Доберусь уж до нее как-нибудь… Ну подумаешь, не близко… Ну и пусть …Вновь дороги размотало клубок. Не одну скормлю ей пару сапог. К бесконечности рванусь. Ну и пусть. Все равно к тебе вернусь...


ВЕДЬМИН ЦВЕТ


Момент знакомства я не помню. Просто у Сапогова на Цвиллинга появился Ёся и мы познакомились. И он другой совсем - другая речь, другое искусство.

Наша мастерская в пяти минутах ходьбы от его. Наискосок через парк пройти и ты в гостях. Просто трогала камни, пила чай, слушала рассказы Иосифа. Он меряет колье на мою шею и когда застегивает замок, дым папироски запутывается в волосах. Приходили люди к нему при мне: такие взрослые красивые женщины и внимательно разглядывали все, наверное хотели купить. Наверное покупали.

Иосиф сказал, что сделает мне перстень и предложил выбрать камень. И я растерялась. Хотела сразу чёрный камень, но у Иосифа видно были другие мысли и он мне дал чароит подержать, подумать.... И я сразу и надумала. И ещё сказала, что тогда я подарю портрет в ответ. Рисовала в мастерской с натуры немного и потом написала зелёный тёмный холст. Кажется он назывался "Камень" - там Иосиф как-бы из камня вырастает. Но у меня нет фото даже, а куда он попал потом не знаю. Воспоминания мои картинками, а не словами. Мы живём недалеко, гуляем вечером с Патрюхой, заходим в сумерках к Иосифу. Там Филиппов и ещё кто-нибудь. Пьём чай, болтаем, идём дальше гулять. Просто жизнь. Просто рядом.

Ещё какое-то время у нас были все-все сокровища Иосифа. Он принёс нам их "поиграть" - меряй, фотографируйся, играй.... И у меня есть много тёмных чб фото, где я просто, как ребёнок меряет мамины туфли и платья, вся в камнях. Просто без меры))

Лето 96 года - мы идём на выставку в ЦВЗ уже по верху вдоль окон зала, а Иосиф идёт внизу и мы разговариваем так. Потом Сашка спрыгнул вниз, а я побоялась и потом Ёся сказал, что понял - я беременна) Потом мы как-то реже встречались. Говорили, что Иосиф заболел и не хочет лечиться. Не понимали серьезность этого. Не верили. Помню вечером шли с Урала по Горького вверх с Варькой и Патриком - встретили Иосифа с бутылями воды. Солнце садилось и нимб золотой вокруг головы у него. Он похудел, в шортах, длинные волосы. Счастливый и весёлый. Нет, все хорошо, не может быть по-другому.

Какое-то время мастерская Иосифа была на пер.Банном, где Димур, и мы пришли в гости, как всегда всей толпой - с дитем и собакой. Кота только не взяли. Пили вкусное вино и Иосиф показал нам "Пророчество". Варька играла с камнями. Горсточку яшмы унесла с собой.

Потом уже весной мы делали творческий отчёт на Володарского и пригласили всех художников и друзей. Пришёл Иосиф и я так обрадовалась ему. Так бывает же - видишь редко человека, а увидишь и радость через край. Говорю: пойдём скорее, я покажу тебе мои новые холсты по "Парфюмеру" и вприпрыжку тяну его через залы. "Подожди, Янка, потише - я уже не могу так быстро..." И я наконец замечаю, что он прихрамывает и с трудом за мной идёт. "Выбери себе холст? Какой тебе нравится?" Он выбрал "Рождение" - мой любимый холст из серии. Это было естественно - я знала, что именно его подарю. А вечером я позвонила Филиппову и спросила про Иосифа. И он сказал: "Да, все. Болезнь берет своё." Помню, как стою в тёмном коридоре у телефона и говорю: "И он умрет?" И голос срывается и я реву. Филиппыч удивился: "Янка, ты что? Не ожидал от тебя... " Видно всю нашу дружбу я удачно изображала циника.

Потом уже летом мы все были на берегу Урала в его последней мастерской. Людей было много и разных. Мы в жизни и не пересекались раньше, а тут познакомились. Иосиф шутил, как всегда и не было сильно видно, что ему тяжело. А потом мужчины подняли его на руки и спустили с лесенки во двор и держали над берегом реки. Иосиф прощался.

Позже в девятиэтажку в спальном районе мы приходили с нашими ещё мелкими совсем детьми. Иосиф всегда был не один - он сидел в кресле, а вокруг друзья, одни уходили, приходили другие и так по кругу. Не было ощущения болезни, несмотря ни на что. Просто дружеские встречи. Чаще, чем за все наше знакомство. Прилетела мама Ёса и мы стали приходить реже. Стеснялись надоедать, как нам думалось. И он стал слабее - больше спал. Приходили, держали за руку... Читали книги.

Потом вокзал и поезд. Эстер Моисеевна увозила Иосифа в Израиль. Мы по очереди заходили в купе и прощались. Все.

"Ведьмин цвет"
"Ведьмин цвет"




Много фото здесь:


Рассказ мамы можно скачать:






151 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page